Чем определяется характер личности? Понять и принять в себе то, что есть, и изменить то, что возможно, – об этом мы и поговорим в нашей статье.
Характер – это устойчивые, приобретённые при жизни свойства личности. Различают две составляющие характера: направленность личности и индивидуальные психические особенности. Складываются они в раннем детстве, закрепляется в период взросления и почти не меняются в последующие годы. Чем же определяется характер личности, что можно в нём изменить?
1. Чем определяется характер личности – эмоциональными качествами, которые зависят прежде всего от темперамента.
Темперамент – это врождённая основа характера, его наследственный фундамент, конституция нервной системы. Некоторые люди заводятся по пустякам, а про кого-то говорят: его пушкой не пробьёшь. Более подробно мы разбирали темперамент в статье "Как найти свою профессию?". Дальнейшее развитие будет зависеть от того, в какую почву попадёт семечко наследуемых признаков.
2. Чем определяется характер личности – коммуникативными особенностями, склонностью человека к общению. Свои первые шаги в незнакомый окружающий мир ребёнок делает вместе с родителями. Они предоставляют ему и уверенность, и безопасность. Чем будет более благоприятна обстановка, тем проще ему будет находить контакт с окружающими людьми в будущем. Чтобы понять характер личности, нужно приоткрыть дверь и заглянуть в детство того маленького человечка из прошлого.
В 50-х годах прошлого века американский психолог Гарри Харлоу провёл ряд экспериментов над обезьянами. Детёнышей макак изолировали после рождения. Вместо матери у них была кукла из металлической проволоки, у которой всегда было молоко для питания. Трёхмесячная одиночная изоляция исключила малышей из социума. Они не понимали, как надо вести себя в группе, и были полностью лишены способности к взаимодействию со своими собратьями. Держались особняком, уйдя в себя и закрыв голову руками, были безразличны к кому-чему-либо.
Чем определяется характер личности?
Маленькая девочка танцует перед ирландской живописью и делает мир счастливым. Портрет Джона Лавери 1911 года Анны Павловой в Глазго, Шотландия.
Источник: фотохостинг Pinterest (Пинтерест).
3. Чем определяется характер личности – её волевыми свойствами, способностью преодолевать трудности. Целеустремлённостью, умением справляться с ленью и апатией, собраться и отодвинуть в сторону всё, что отвлекает. Это показатель силы характера и личности в целом. Появляется цель – возникает мотив к действию. Пропадает интерес – исчезает и мотив. Это не всегда говорит о слабом характере, а скорее об ошибочном направлении движения. Колоссальную роль в этом играют правильно выставленные приоритеты … и немножко удачи.
Существуют так называемые сенситивные периоды в развитии человека – наиболее благоприятный возраст для формирования определённых психических свойств и навыков. Есть такой период и для волевых качеств, примерно с 5 до 13 лет, когда закладывается волевой стержень личности. В это время ребёнок находится в абсолютной власти от родителей, от которых во многом зависит его будущая судьба. «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник», – писал Уильям Шекспир.
4. Чем определяется характер личности – качествами, которые связаны с личным жизненным опытом индивида. Такими, как профессиональные и этические особенности, уровень образования, социальная среда, из которой вышел и в которой находится человек. То, что значимо и имеет смысл для одного человека, может быть абсолютно не приемлемо из этических соображений для другого.
Каждая народность имеет свой уникальный национальный характер. Он представляет собой собственную систему ценностей со своими приоритетами, негласными правилами и традициями. Всё это многообразие хранится и передаётся из поколения в поколение. Даже между различными социальными слоями в пределах одной народности могут иметь место значительные характерные отличия.
Под направленностью личности подразумевается её отношение к окружающему миру, которое включает в себя установку к себе, к труду и к другим людям. Подразумевается, в каком направлении движется личность, к чему она стремиться, к чему она идёт.
Направленность личности – это о системе значимости человека. Её составляющие: отношение к себе, к труду и другим людям – это об их особенностях в этой системе.
1. Отношение к себе. Это конструкция личности, правильность расположения её основных элементов по вертикали и горизонтали.
Родительская любовь формирует у ребёнка веру, что он хороший и его любят. Чуть позже у него начнут складываться взаимоотношения с ровесниками, но если он будет окружён вниманием и поддержкой со стороны родителей, то сам себя он будет воспринимать положительно. Придёт время и он сможет постоять за себя сам, но до этого момента его самооценка находится в руках взрослых.
Американский биолог Джейн Гудолл писала: «Шимпанзенок многое узнаёт уже за те месяцы жизни, когда он крепко цепляется за грудь своей матери, чувствуя ее страх, возбуждение или удовольствие. Социальная и зрительная депривация (*отклонения) в течение первых двух лет жизни обязательно вызывает какое-нибудь нарушение высших когнитивных функций» (Jane Goodall / Шимпанзе в природе, гл. 2).
Кинокадр из многосерийного телефильма режиссёра Дмитрия Светозарова (2007г.) по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Источник: официальный сайт МКОУ "СОШ №11" г. Нальчик.
Эксперименты канадского нейробиолога Майкла Мини над крысами показали любопытные результаты. Детёныши, окружённые материнской заботой, вырастали спокойными и уравновешенными. «Те же, кому не хватило родительской любви, обнаруживали явные отклонения. Их эмоциональный мир был изначально нарушен. Они суетились, нервничали» (Мир тайн / Разум и характер животных).
2 Отношение к труду.
В животном мире эта потребность определяется стремлением особи выжить. У человека потребность трудиться определяется такими понятиями, как надо и хочу, хорошо – плохо. Одного лишь внешнего родительского примера не достаточно. Установка к труду является важнейшей предпосылкой для самореализации личности, а уж для кого и насколько это значимо – в этом и заключается один из устойчивых аспектов характера личности.
Позитивные установки к себе и к труду закладывают основу для оптимизма. Отношение к труду закрепляется с 14 до 21 года. Для воспитания это время является непростым, но не будет ли впоследствии до боли обидно, если в этот период подросток получит отрицательный вектор направления от сторонних авторитетов на всю свою предстоящую жизнь?
3. Отношение к другим. Это производная от отношения к себе и самооценки. Производная, которая зависит от жизненного опыта и окружающей среды.
Шагнув за порог своего дома, малыш впервые соприкасается с другими личностями. Со временем место родителей дополняет воспитатель, а позднее учитель начальных классов. Роль взрослого в этой ситуации опасно недопонимать, фактически он является доминирующей особью, а остальная группа внимательно следит и поддерживает на бессознательном уровне любые его предпочтения. Насколько благополучно будет выстраиваться у ребёнка его новая жизнь, во многом зависит от взаимопонимания родителей с его новыми лидерами.
Проблемы взаимодействия с другими людьми в детском возрасте могут привести к неврозу. Карен Хорни, разбирая поведение невротической личности, выделяла в этом плане три крайних стратегии невротика, взаимоисключающие друг друга: болезненное стремление к людям, отстранение от людей и борьба против людей.
Перейти к меню навигации на главной страничке сайта: Какой нужен психолог?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.