Чем определяется характер личности?

    Что включает в себя характер личности и чем он определяется? В какой период формируются устойчивые свойства характера и от чего это зависит?

    Характер – это устойчивые, приобретённые при жизни, свойства личности, характеризующие особенности поведения и образ жизни конкретного человека.
    Различают две основные составляющие характера: направленность личности и индивидуальные психические особенности, такие как: эмоциональные, коммуникативные, волевые и интеллектуальные. Складываются они в процессе воспитания в раннем детстве, формируются в период взросления и практически не меняются в течение жизни. Итак, чем же определяется характер личности?

Индивидуальные психические особенности.

    1. Эмоциональные свойства зависят прежде всего от темперамента.
    Темперамент – это врождённая основа характера, его наследственный фундамент, он определяется конституцией нервной системы индивида. Некоторые люди заводятся по пустякам, а про кого-то говорят: «его пушкой не прошибёшь». Впоследствии человек может немного укротить своё эмоциональное реагирование или, наоборот, пойти в разнос. Это во многом зависит от воспитания, культурных традиций и условий жизни.

    2. Коммуникативные свойства определяют склонность человека к общению. Они затрагивают такие процессы, как взаимодействие между людьми, обмен информацией и взаимопонимание. Формируются они в детские годы. Свои первые шаги в незнакомый окружающий мир ребёнок делает вместе с родителями. Они предоставляют ему и уверенность, и безопасность. Чем будет более благоприятна обстановка в этот период, тем проще ему будет находить контакт с окружающими в будущем.
    В 50-х годах прошлого века американский психолог Гарри Харлоу провёл ряд экспериментов над обезьянами. Детёнышей макак изолировали от матерей после рождения. Вместо матери им была предоставлена кукла из металлической проволоки, у которой всегда было молоко для питания. Шестимесячная одиночная изоляция исключила малышей из социума на всю жизнь. Они не понимали, как надо вести себя в группе, и были полностью лишены способности к взаимодействию со своими «вольными» собратьями. Держались особняком, уйдя в себя и закрыв голову руками, были безразличны к кому-чему-либо.

    3. Волевые качества определяют способность преодолевать трудности. Проявляются они в достижении цели, движении вперёд, умении собраться и отодвинуть в сторону всё, что отвлекает. Это то, чем определяется сила характера и личности в целом. Другое дело, что задачи должны быть реальными. Определяется цель – появляется мотив к действию. Пропадает интерес – исчезает и мотив, что-то делать. Это не говорит о слабом характере, а скорее об ошибочном направлении движения. Считайте, что цель пройдена и потеряла свою актуальность.
    «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник», – писал Уильям Шекспир.


    4. Интеллектуальные особенности личности включают в себя такие понятия, как память, внимание, восприятие и мышление. Эти составляющие, в свою очередь, непосредственно зависят от жизненного опыта. Нет общепринятого определения и методик исследования для интеллекта. Для его оценки обычно используют методы сравнения по какой-то определённой возрастной группе или профессиональному уровню. Определяется средний уровень по группе, относительно которого и производят оценку знаний и навыков конкретного человека. Формируются эти особенности на протяжении всей жизни, но особое значение имеет период взросления.
     Известный биолог Джейн Гудолл по этому поводу отмечала: «Шимпанзенок многое узнаёт уже за те месяцы жизни, когда он крепко цепляется за грудь своей матери, чувствуя ее страх, возбуждение или удовольствие. Социальная и зрительная депривация в течение первых двух лет жизни обязательно вызывает какое-нибудь нарушение высших когнитивных функций у 14-летних шимпанзе» (Jane Goodall / Шимпанзе в природе, гл. 2).

Направленность личности.

    1. Отношение к себе.
    Родительская любовь, начиная с самого раннего детства, формирует у ребёнка чувство уверенности в себе, веру, что он хороший и его любят. Чуть позже у него начнут складываться (или не складываться) отношения с другими людьми и потребность к труду, но, если на протяжении периода взросления, он будет окружён достаточным вниманием и поддержкой со стороны родителей, то сам себя он будет воспринимать положительно. Придёт время и он сможет постоять за себя сам, но до этого момента его самооценка находится в руках близких ему взрослых. Свою любовь родители передают ребёнку, чем и определяют характер его личности по отношению к себе.
    Эта закономерность имеет глубокие биологические корни. Эксперименты канадского нейробиолога Майкла Мини над крысами показали любопытные результаты. Детёныши, окружённые материнской заботой, вырастали спокойными и уравновешенными. «Те же, кому не хватило родительской любви, обнаруживали явные отклонения. Их эмоциональный мир был изначально нарушен. Они суетились, нервничали» (Мир тайн / Разум и характер животных).

    2. Отношение к другим.
    Шагнув впервые за порог детского сада, маленький человек начинает выстраивать свои отношения с другими личностями. Место родителей занимает воспитатель, а позднее учитель начальных классов. Роль взрослого в этой ситуации трудно недооценить, фактически он является доминирующей особью, а остальная группа внимательно следит и поддерживает любые его предпочтения. Насколько благополучно начнут выстраиваться у ребёнка отношения с другими, во многом зависит от отношений родителей с его новым лидером.
    Проблемы взаимодействия с другими людьми могут привести к неврозу. Американский психолог Карен Хорни, разбирая поведение невротической личности, выделяла в этом вопросе три крайних стратегии невротика, взаимоисключающие друг друга: болезненное стремление к людям, отстранение от людей и борьба против людей.


    3 Отношение к труду.
    В животном мире потребность к труду определяется стремлением особи выжить. У человека в современном обществе она не имеет такого явного характера. Потребность трудиться определяется понятием «надо» вместо «хочу». Её можно воспитать и привить, но сама собой она не появится. Природные врождённые механизмы в этом не помогут.
    Отношение к труду является важнейшей предпосылкой для самореализации личности, а уж для кого и насколько это значимо – в этом и заключается устойчивая особенность характера личности.

    4. Отношение к окружающему миру. Оптимизм и пессимизм.
    Мировосприятие зависит в первую очередь от отношения человека к себе. Трудно даже представить оптимиста, который сам себя не любит. Восприятие других людей тоже имеет значение: окружающие его чувствуют и отвечают тем же. Определяется оно чувством удовлетворённости от жизни, ощущением радости и счастья, ожиданием хорошего в будущем. Лев Толстой сравнивал человека с дробью, в числителе которой “то, что он есть на самом деле”, а в знаменателе “то, что он о себе думает” (его претензии к окружающим и миру).

    5. Особенности характера, определяемые индивидуальным опытом личности.
    Лишь на первый взгляд мировоззрение людей внутри одного государства кажется одинаковым. В реальности дело обстоит не совсем так. Каждая народность имеет свои национальные особенности, именуемые национальным характером. Он представляет собой уникальную, сложившуюся веками, систему ценностей со своими приоритетами и негласными правилами. Даже между различными социальными слоями одной народности имеются значительные отличия.
    Всё это многообразие хранится и передаётся из поколения в поколение, определяя соответствующее отношение индивида к окружающему миру внутри своей социальной группы. Да, существуют и общие моральные и законодательные нормы для всех, но на уровне межличностных и семейных отношений устойчивые свойства характера могут иметь существенные особенности.


    Об условиях консультации можно узнать на главной странице:  Какой нужен психолог? Консультации психолога онлайн.