Понять характер личности

    О желании понять себя, свой характер личности, принять то, что есть, и изменить то, что возможно, – об этом мы и поговорим в нашей статье.

    Характер – это устойчивые, приобретённые при жизни свойства личности. Различают две составляющие характера: направленность личности и индивидуальные психические особенности. Складываются они в раннем детстве, закрепляется в период взросления и почти не меняются в последующие годы. Как понять характер личности, можно ли его изменить?

Индивидуальные психические особенности.

    1. Чем определяется характер человека – эмоциональными качествами, которые зависят прежде всего от темперамента.
    Темперамент – это врождённая основа характера, его наследственный фундамент, конституция нервной системы. Некоторые люди заводятся по пустякам, а про кого-то говорят: его пушкой не прошибёшь. Дальнейшее развитие будет зависеть от того, в какую почву попадёт семечко наследуемых признаков.

    2. Чем же определяется характер человека – коммуникативными особенностями, склонностью человека к общению. Свои первые шаги в незнакомый окружающий мир ребёнок делает вместе с родителями. Они предоставляют ему и уверенность, и безопасность. Чем будет более благоприятна обстановка, тем проще ему будет находить контакт с окружающими людьми в будущем. Чтобы понять характер личности, необходимо приоткрыть дверь и заглянуть в детство того маленького человечка из нашего прошлого.
    В 50-х годах прошлого века американский психолог Гарри Харлоу провёл ряд экспериментов над обезьянами. Детёнышей макак изолировали после рождения. Вместо матери у них была кукла из металлической проволоки, у которой всегда было молоко для питания. Трёхмесячная одиночная изоляция исключила малышей из социума. Они не понимали, как надо вести себя в группе, и были полностью лишены способности к взаимодействию со своими собратьями. Держались особняком, уйдя в себя и закрыв голову руками, были безразличны к кому-чему-либо.

imitation

Маленькая девочка танцует перед ирландской живописью и делает мир счастливым. Портрет Джона Лавери 1911 года Анны Павловой в Глазго, Шотландия. Источник:  фотохостинг Pinterest (Пинтерест).

    3. Чем определяется характер личности – его волевыми свойствами, способностью преодолевать трудности. Достижением цели, умением побороть лень и апатию, собраться и отодвинуть в сторону всё, что отвлекает. Это показатель силы характера и личности в целом. Появляется цель – возникает мотив к действию, потребность понять и изменить свою жизнь. Пропадает интерес – исчезает и мотив, что-то делать. Это не говорит о слабом характере, а скорее об ошибочном направлении движения. Считайте, что цель потеряла свою актуальность.
    Существуют так называемые сенситивные периоды в развитии человека – наиболее благоприятный возраст для формирования определённых психологических свойств личности. Есть такой период и для волевых качеств, с 5 до 13 лет, когда закладывается волевой стержень личности. Если вы активно занимаетесь воспитанием своих детей, то постарайтесь не упустить этот момент. Он не должен пройти в неблагоприятных условиях. Это важно.
    «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник», – писал Уильям Шекспир.

    4. Чем определяется характер – интеллектуальными особенностями, которые во многом зависят от жизненного опыта. Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Как можно, например, сравнить знания и навыки жителя крайнего севера в его умении ориентироваться в снежной пустыне, повадках зверя и способности выжить с умением профессора по математике?
    Для оценки интеллекта обычно используют методы сравнения по возрасту или навыкам. Принимается средний уровень, относительно которого и производят оценку знаний и навыков конкретного человека. Как вы считаете, этого достаточно, чтобы понять интеллектуальные способности?
    Американский биолог Джейн Гудолл писала: «Шимпанзенок многое узнаёт уже за те месяцы жизни, когда он крепко цепляется за грудь своей матери, чувствуя ее страх, возбуждение или удовольствие. Социальная и зрительная депривация (*отклонения) в течение первых двух лет жизни обязательно вызывает какое-нибудь нарушение высших когнитивных функций» (Jane Goodall / Шимпанзе в природе, гл. 2).

    Лишь на первый взгляд мы все примерно одинаковы. В реальности дело обстоит не совсем так. Каждая народность имеет свой национальный характер. Он представляет собой уникальную систему значимостей со своими приоритетами и негласными правилами. Всё это многообразие хранится и передаётся из поколения в поколение. Даже между различными социальными слоями одной народности имеются значительные отличия.

Направленность личности.

    Под направленностью личности понимают её отношение к окружающему миру, которое включает в себя установку к себе, к труду и к другим людям.

    1. Отношение к себе.
    Родительская любовь формирует у ребёнка веру, что он хороший и его любят. Чуть позже у него начнёт складываться взаимопонимание с другими, но если он будет окружён вниманием и поддержкой со стороны родителей, то сам себя он будет воспринимать положительно. Придёт время и он сможет постоять за себя сам, но до этого момента его самооценка находится в руках взрослых.
    Эксперименты канадского нейробиолога Майкла Мини над крысами показали любопытные результаты. Детёныши, окружённые материнской заботой, вырастали спокойными и уравновешенными. «Те же, кому не хватило родительской любви, обнаруживали явные отклонения. Их эмоциональный мир был изначально нарушен. Они суетились, нервничали» (Мир тайн / Разум и характер животных).

Обманчивое постоянство

    Обманчивое постоянство. Фото из архива автора.

    2 Отношение к труду.
    В животном мире эта потребность определяется стремлением особи выжить. У человека потребность трудиться определяется понятиями «надо» и «хочу», «хорошо» – «плохо». Её можно воспитать и привить, сама собой она может не появиться. Врождённые механизмы в этом не помогут. Установка к труду является важнейшей предпосылкой для самореализации личности, а уж для кого и насколько это значимо – в этом и заключается один из устойчивых аспектов характера.
    Позитивные установки к себе и к труду закладывают основу для оптимизма к жизни, к своему будущему. Позиция к труду закрепляется с 14 до 21 года. Я понимаю, что для воспитания это время само по себе является непростым, но не будет ли впоследствии обидно, если в этот период подросток получит отрицательный вектор направления со стороны на всю свою жизнь?

    3. Отношение к другим.
    Шагнув за порог своего дома, малыш впервые соприкасается с другими личностями. Со временем место родителей занимает воспитатель, а позднее учитель начальных классов. Роль взрослого в этой ситуации трудно недооценить, фактически он является доминирующей особью, а остальная группа внимательно следит и поддерживает на бессознательном уровне любые его предпочтения. Насколько благополучно будет выстраиваться у ребёнка его новая жизнь, во многом зависит от взаимопонимания родителей с его новым лидером.
    Проблемы взаимодействия с другими людьми могут привести к неврозу. Карен Хорни, разбирая поведение невротической личности, выделяла в этом плане три крайних стратегии невротика, взаимоисключающие друг друга: болезненное стремление к людям, отстранение от людей и борьба против людей.

    Как вы считаете, характер личности влияет на качество жизни человека? Некоторые черты характера когда-то были полезны, они помогали нам справиться с негативными обстоятельствами, а сейчас они могут мешать. Какой смысл нести по жизни ненужный довесок, если можно пройти её налегке?

    Условия консультаций можно посмотреть на главной странице сайта:  Какой нужен психолог? Консультации психолога онлайн.