Понять характер личности

    О желании понять себя, свой характер личности, принять то, что есть, и изменить то, что возможно, – об этом мы и поговорим в нашей статье.

    Характер – это устойчивые, приобретённые при жизни, свойства личности. Различают две составляющие характера: направленность личности и индивидуальные психические особенности. Складываются они в раннем детстве, формируются в период взросления и почти не меняются в последующие годы. Как понять характер личности, можно ли его изменить?

Индивидуальные психические особенности.

    1. Эмоциональные свойства зависят прежде всего от темперамента.
    Темперамент – это врождённая основа характера, его наследственный фундамент, он соответствует конституции нервной системы индивида. Дальнейшее развитие будет зависеть от того, в какую почву попадёт семечко наследуемых признаков. Некоторые люди заводятся по пустякам, а про кого-то говорят: «его пушкой не прошибёшь».

    2. Коммуникативные свойства определяют склонность человека к общению. Формируются они в детские годы. Свои первые шаги в незнакомый окружающий мир ребёнок делает вместе с родителями. Они предоставляют ему и уверенность, и безопасность. Чем будет более благоприятна обстановка в этот период, тем проще ему будет находить контакт с окружающими людьми в будущем. Чтобы понять характер личности, необходимо приоткрыть дверь и заглянуть в детство того маленького человечка из нашего прошлого.
    В 50-х годах прошлого века американский психолог Гарри Харлоу провёл ряд экспериментов над обезьянами. Детёнышей макак изолировали от матерей после рождения. Вместо матери им была предоставлена кукла из металлической проволоки, у которой всегда было молоко для питания. Трёхмесячная одиночная изоляция исключила малышей из социума. Они не понимали, как надо вести себя в группе, и были полностью лишены способности к взаимодействию со своими собратьями. Держались особняком, уйдя в себя и закрыв голову руками, были безразличны к кому-чему-либо.

    3. Волевые качества определяют способность преодолевать трудности. Проявляются они в достижении цели, умении собраться и отодвинуть в сторону всё, что отвлекает. Это показатель силы характера и личности в целом. Появляется цель – возникает мотив к действию, потребность понять и изменить себя. Пропадает интерес – исчезает и мотив, что-то делать. Это не говорит о слабом характере, а скорее об ошибочном направлении движения. Считайте, что цель потеряла свою актуальность.
    «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник», – писал Уильям Шекспир.


    4. Интеллектуальные особенности личности во многом зависят от жизненного опыта. Нет общепринятых методик исследования для интеллекта. Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Как можно, например, сравнить знания и навыки жителя крайнего севера в его умении ориентироваться в снежной пустыне, повадках зверя и способности выжить с умением профессора по математике?
    Для оценки интеллекта обычно используют методы сравнения по какой-то возрастной социальной группе или профессиональному уровню. Принимается какой-то средний уровень, относительно которого и производят оценку знаний и навыков конкретного человека. Как вы считаете, этого достаточно, чтобы понять интеллектуальные способности?
    Известный биолог Джейн Гудолл по этому поводу отмечала: «Шимпанзенок многое узнаёт уже за те месяцы жизни, когда он крепко цепляется за грудь своей матери, чувствуя ее страх, возбуждение или удовольствие. Социальная и зрительная депривация в течение первых двух лет жизни обязательно вызывает какое-нибудь нарушение высших когнитивных функций» (Jane Goodall / Шимпанзе в природе, гл. 2).

    Лишь на первый взгляд миропонимание людей внутри одной нации кажется одинаковым. В реальности дело обстоит не совсем так. Каждая народность имеет свою национальную специфику, именуемую национальным характером. Он представляет собой уникальную, сложившуюся веками, систему ценностей со своими приоритетами и негласными правилами, изменить которые не так просто. Даже между различными социальными слоями одной народности имеются значительные отличия.
    Всё это многообразие хранится и передаётся из поколения в поколение, формируя соответствующее мироощущение индивида внутри своей социальной группы. Да, существуют общие моральные и законодательные нормы для всех, но на уровне межличностных и семейных позиций устойчивые черты характера могут иметь существенные интеллектуальные различия.

Направленность личности.

    Под направленностью личности понимается её отношение к окружающему миру, которое включает в себя установку к себе, к труду и к другим людям.

    1. Отношение к себе.
    Родительская любовь, начиная с самого раннего детства, формирует у ребёнка веру, что он хороший и его любят. Чуть позже у него начнёт складываться (или не складываться) взаимопонимание с другими, но если он будет окружён вниманием и поддержкой со стороны родителей, то сам себя он будет воспринимать положительно. Придёт время и он сможет постоять за себя сам, но до этого момента его самооценка находится в руках взрослых.
    Эта закономерность имеет глубокие биологические корни. Эксперименты канадского нейробиолога Майкла Мини над крысами показали любопытные результаты. Детёныши, окружённые материнской заботой, вырастали спокойными и уравновешенными. «Те же, кому не хватило родительской любви, обнаруживали явные отклонения. Их эмоциональный мир был изначально нарушен. Они суетились, нервничали» (Мир тайн / Разум и характер животных).


    2 Отношение к труду.
    В животном мире эта потребность определяется стремлением особи выжить. У человека в современном обществе она не имеет такого явного характера. Потребность трудиться определяется понятиями «надо» и «хочу», «хорошо» – «плохо». Её можно воспитать и привить, но сама собой она не появится. Природные врождённые механизмы в этом не помогут.
    Установка к труду является важнейшей предпосылкой для самореализации личности, а уж для кого и насколько это значимо – в этом и заключается один из устойчивых аспектов характера.

    Позитивные позиции к себе и к труду закладывают основу для формирования оптимизма к жизни, к своему будущему.

    3. Отношение к другим.
    Шагнув за порог своего дома, маленький человек впервые соприкасается с другими личностями. Со временем место родителей занимает воспитатель, а позднее учитель начальных классов. Роль взрослого в этой ситуации трудно недооценить, фактически он является доминирующей особью, а остальная группа внимательно следит и поддерживает на бессознательном уровне любые его предпочтения. Насколько благополучно будет выстраиваться у ребёнка его новая жизнь, во многом зависит от взаимопонимания родителей с его новым лидером.
    Проблемы взаимодействия с другими людьми могут привести к неврозу. Американский психолог Карен Хорни, разбирая поведение невротической личности, выделяла в этом плане три крайних стратегии невротика, взаимоисключающие друг друга: болезненное стремление к людям, отстранение от людей и борьба против людей.

    Я надеюсь, что у вас сложилось достаточное представление о том, что такое характер личности. Если же появилось желание копнуть эту тему чуть глубже, понять и изменить себя в сегодняшних обстоятельствах, то можно продолжить разговор. Нет более обидных последствий в нашей жизни, чем упрямство в собственных заблуждениях. Слишком дорого приходится платить за это в конечном итоге.


    Условия консультации можно посмотреть на главной странице:  Какой нужен психолог? Консультации психолога онлайн.